11 кл. РП ФОП Астрономия 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Школа № 25»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО естественноматематических дисциплин
Протокол № ____
от «__» __________ 20__ г.
Рук. МО ________И.Н.Дротенко.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________ И.Н.Попова
«___» _________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ __астрономия___
____11____ класс

Керчь
2021 год

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
г. Керчи РК
«Школа №25»
_________ Л.В. Довгая
Приказ № _____
«__» _________20__ г.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения предмета
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» разработана для обучающихся 11 класса
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 (ред. от 07 мая 2013
года) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» № 131 ЗРК 2015 г. с изменениями
от 25.01.2016 г.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования. утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от.05.03.2004.
- Федеральный базисный учебный план и Примерные учебные планы для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждѐнных
приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в редакции
приказа от 03.06.2011г. №1994);
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821-10, утверждѐнными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированного в Минюсте России
03.03.2011г., регистрационный номер 19993) (ред. от 24.11.2015);
_ Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных
организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год (приложение к приказу Министерства
образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015г. №555);
- Устав МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25»;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ г. Керчи РК
«Школа № 25» на 2015-2020 г.г.
- Авторская программа Е.К. Страут. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. – М.: Дрофа, 2018.
Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут М.:
Дрофа, 2018г.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие
цели:


понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;



познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;



получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных
условиях, и единстве мегамира и микромира;



осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;



ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;



выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и
другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции
Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что
основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики,
внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения
учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное
время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это
время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности,
планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения курса астрономии являются:
к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному
построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных
интересов;
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на
благо развития человеческой цивилизации;
в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению
оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Требования к результатам образования в соответствии с рабочей программой воспитания.
В воспитании обучающихся юношеского возраста приоритетом является создание благоприятных
условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Важно,
чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:

проектной деятельности;
здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
самореализации.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать
свою позицию, формулировать выводы и заключения;
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
ации с использованием материалов, полученных из Интернета и
других источников.
Предметные результаты изучения астрономии:
Выпускник на базовом уровне научится:
бъяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных

географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
системы;
вров космических аппаратов для исследования тел
Солнечной системы;
-гигантов, их спутников и колец;
различий;
ывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел,
влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
езды, светимость, парсек, световой год);
«период – светимость»;
–
Большого взрыва.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;
дели различных типов звезд с моделью Солнца;
излучение);
го неба для нахождения координат светила;
системах;
информации естественно-научного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Предметные результаты освоения темы позволяют:


воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой
и математикой;



использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.

Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:


воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и
Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);



объяснять необходимость введения высокосных лет и нового календарного стиля;



объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;



применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации.
1. географический глобус Земли;
2. глобус звездного неба;
3. звездные карты;
4. звездные каталоги и карты;
5. карта часовых поясов;
6. модель небесной сферы;
7. разные виды часов (их изображения);
8. теллурий.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:


воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической
системы мира;



воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);



вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию;



формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;



описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;



объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел
Солнечной системы;



характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.

Демонстрации.
1. динамическая модель Солнечной системы;
2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
4. схема Солнечной системы;
5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная
планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты
земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые
тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:


формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;



определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);



описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;



перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;



проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;



объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;



описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;



характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;



описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;



описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;



объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.

Демонстрации.
1.

глобус Луны;

2.

динамическая модель Солнечной системы;

3.

изображения межпланетных космических аппаратов;

4.

изображения объектов Солнечной системы;

5.

космические снимки малых тел Солнечной системы;

6.

космические снимки планет Солнечной системы;

7.

таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;

8.

фотография поверхности Луны.

Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный
параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:


определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость,
парсек, световой год);

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;


описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;



объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;



описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;



вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;



называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на
диаграмме «спектр — светимость»;



сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;



объяснять причины изменения светимости переменных звезд;



описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;



оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;



описывать этапы формирования и эволюции звезды;



характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации.
1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
2. схема внутреннего строения звезд;
3. схема внутреннего строения Солнца;
4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
7. фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и
пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:


объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);



характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);



определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости
«период — светимость»;



распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);



сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;



обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;



формулировать закон Хаббла;



определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;



оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;



интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы
Горячей Вселенной;



классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения
— Большого взрыва;



интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата
действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации.
1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во
Вселенной;
2. схема строения Галактики;
3. схемы моделей Вселенной;
4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
5. фотографии звездных скоплений и туманностей;
6. фотографии Млечного Пути;
7. фотографии разных типов галактик.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски
жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные
возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные
системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.

Критерии оценивания уровня владения учащимися теоретическими знаниями
Оценка Критерии оценивания учебных достижений
1
Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д.
2
Ученик (ученица) показывает непонимание основного содержания учебного
материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при
наводящих вопросах учителя.
3
Ученик (ученица) с помощью учителя описывает явление или его части без
объяснений соответствующих причин, называет астрономические явления, различает
буквенные обозначения отдельных астрономических величин, знает единицы
измерения отдельных астрономических величин и формулы из темы, которая
изучается.
4
Ученик (ученица) может объяснять астрономические явления, исправлять

допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений
(законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал
излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три
несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию учителя.
5
Ученик (ученица) свободно владеет изученным материалом, умело использует
астрономическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию:
находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в
соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный
ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком;
при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно
исправляет в ходе ответа.
Критерии оценивания учебных достижений учащихся при решении задач
Оценка
1

2

3

4

5

Критерии оценивания учебных достижений
Задача не решена. Ученик (ученица) не умеет различать астрономические величины,
единицы измерения по определенной теме, не решает задачи на воспроизводство
основных формул с помощью учителя; не осуществляет простейшие математические
действия.
Задача не решена. Допущены существенные ошибки в логических рассуждениях.
Ученик (ученица) различает астрономические величины и единицы измерения по
определенной теме, с ошибками осуществляет простейшие математические
действия.
Ученик (ученица) решает типовые простые задачи (по образцу), обнаруживает
способность обосновать некоторые логические шаги с помощью учителя. В
логических рассуждениях нет ошибок, но допущена существенная ошибка в
математических действиях.
Ученик (ученица) самостоятельно решает типовые задачи и выполняет упражнения
по одной теме, может обосновать избранный способ решения. В решении задачи
допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Ученик (ученица) самостоятельно решает комбинированные типовые задачи
стандартным или оригинальным способом, решает нестандартные задачи.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся при выполнении практических работ
Оценка
1

2

3

4

Критерии оценивания учебных достижений
Работа не выполнена. Ученик (ученица) не может назвать приборы и их назначение,
не умеет пользоваться большинством из них, не может составить схему опыта с
помощью учителя. Отсутствует отчет о выполнении работы.
Работа выполнена менее чем наполовину. Ученик (ученица) называет некоторые
приборы и их назначение, демонстрирует умение пользоваться некоторыми из них.
Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении техники безопасности,
которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Ученик (ученица) выполняет работу по образцу (инструкции) или с помощью
учителя, результат работы ученика дает возможность сделать правильные выводы
или их часть. Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности, которая исправляется по требованию
учителя. Допущены одна или две существенные ошибки в оформлении
письменного отчета о выполнении практической работе.
Ученик (ученица) выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений. Работа выполнена
правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом допущены
несущественные ошибки в работе. Допущены одна или две несущественные

5

ошибки в оформлении письменного отчета о работе.
Ученик (ученица) выполняет все требования, предусмотренные для достаточного
уровня, осуществляет грамотную обработку результатов, анализирует и
обосновывает полученные выводы исследования. Работа выполнена полностью и
правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы. Отчет о работе оформлен без
ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета.

Раздел 3. Тематическое планирование (34 часа – 1 час в неделю)
Общее
№
Количество Практические Контрольные
Тема
количество
п/п
часов теории
работы
работы
часов
1 Что
изучает
астрономия.
Наблюдения
—
основа
2
2
—
—
астрономии.
2 Практические
основы
астрономии.
3 Строение Солнечной системы.
4 Природа
тел
Солнечной
системы.
5 Солнце и звезды.
6 Строение
и
эволюция
Вселенной.
7 Жизнь и разум во Вселенной.
Всего

5

3

2

—

7

5

2

—

8

5

1

2

6

4

1

1

5

5

—

—

2
34

1
24

—
6

1
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».