10-11 кл. РП ФОП Литература 2023-2024

города Керчи Республики Крым «Школа № 25»
РАССМОТРЕНО
на заседании
МО историко-филологического
цикла
Протокол № 1
от «25» августа 2023 г.
Рук. МО ____Т.П. Колесникова

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
_________ И.Н. Попова
«25» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
10-11 классы

г. Керчь
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
г. Керчи РК
«Школа № 25»
_________ Л.В. Довгая
Приказ № 252
«25» августа 2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена для основной
общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии:
- с пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 No 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказом Минпросвещения России OT 12.08.2022 No732 «O внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. No 413
- ФО1 СОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 No 371;
- Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере образования
Министерства просвещения Российской Федерации» от 14 июля 2023 года N° 03-1187;
- Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.07.2023
года No 3632/01-14.
Программа по литературе позволит учителю:
– реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных во ФГОС СОО;
– определить обязательную (инвариантную) часть содержания по литературе;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета по годам обучения в соответствии со ФГОС СОО, федеральной рабочей программой
воспитания.
Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе представлены
с учѐтом особенностей преподавания учебного предмета на уровне среднего общего
образования, планируемые предметные результаты распределены по годам обучения.
Литература способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как учебного
предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них
заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия
выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на
читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и
общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания
художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием, жизненным и
читательским опытом.
Литературное образование на уровне среднего общего образования преемственно с
учебным предметом «Литература» на уровне основного общего образования, происходит
углубление межпредметных связей с русским языком и учебными предметами предметной
области «Общественно-научные предметы», что способствует развитию речи, историзма
мышления, формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему
миру.

В федеральной рабочей программе по литературе учтены все этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов
обучения литературе.
Цели изучения литературы на уровне среднего общего образования состоят в:
– сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям,
лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к
другим культурам;
– развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
идеалов;
– осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры
и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого
интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и
сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативноэстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию
устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.
Достижение целей изучения литературы возможно при комплексном решении
учебных и воспитательных задач, стоящих на уровне среднего общего образования и
сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое
пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении обучающихся к лучшим образцам
русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании
уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому
феномену, освоении в ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этиконравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и
ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к
российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам
отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в
чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе
литератур народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение
составлять программы собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных
мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию,
книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого с учѐтом историколитературной обусловленности, культурного контекста и связей с современностью с
использованием теоретико-литературных знаний и представления об историко-литературном
процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием представления о специфике литературы
как вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением

взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения, а также
образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни,
созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни,
направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в литературных текстах, овладение разными способами информационной
переработки текстов с использованием важнейших литературных ресурсов, в том числе в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет).
В соответствии с ФГОС СОО литература является обязательным предметом на
данном уровне образования. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературы, –
204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
2. СОДЕРЖАНИЕ
10 КЛАСС
Литература второй половины XIX века
А.Н. Островский. Драма «Гроза».
И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всѐ былое...») и другие.
Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Тройка», «Я
не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые
люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...») и другие.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А.А. Фет. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Ещѐ майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шѐпот,
робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и другие.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух
глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись
градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и другие.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
Н.С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
Например, «Очарованный странник», «Однодум» и другие.
А.П. Чехов. Рассказы (не менее трѐх по выбору). Например, «Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой», «Человек в футляре» и другие.
Комедия «Вишнѐвый сад».
Литературная критика второй половины XIX века
Статьи H.А. Добролюбова «Луч света в тѐмном царстве», «Что такое
обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров» и других (не менее двух статей по выбору в
соответствии с изучаемым художественным произведением).
Литература народов России
Стихотворения (не менее одного по выбору). Например, Г. Тукая, К. Хетагурова и
других.
Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по
выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды»; Г.
Флобера «Мадам Бовари» и другие.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного
из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и другие.

Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения
по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», Г. Ибсена «Кукольный
дом» и другие.
11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А.И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например,
«Гранатовый браслет», «Олеся» и другие.
Л.Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем» и другие.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар
Чудра», «Коновалов» и другие.
Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта
по выбору). Например, стихотворения К.Д. Бальмонта, М.А. Волошина, Н.С. Гумилѐва и
другие.
Литература ХХ века
И.А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и другие.
А.А. Блок. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течѐт, грустит лениво…» (из
цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О,
весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и другие.
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «А вы могли
бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо
Татьяне Яковлевой» и другие.
Поэма «Облако в штанах».
С.А. Есенин. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Гой ты, Русь,
моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…»,
«Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и другие.
О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Ленинград», «Мы живѐм, под собою не чуя страны…» и другие.
М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Моим стихам,
написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идѐшь, на меня
похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги
в красном переплѐте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и другие.
А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Песня
последней встречи», «Сжала руки под тѐмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по
аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...»,
«Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и другие.
Поэма «Реквием».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).
М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по
выбору).
А.П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В
прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и другие.

А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Вся суть в
одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я
знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и другие.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух
писателей по выбору). Например, В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю.В. Бондарев
«Горячий снег»; В.В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б.Л. Васильев «А
зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К.Д. Воробьѐв «Убиты под
Москвой», «Это мы, Господи!»; В.Л. Кондратьев «Сашка»; В.П. Некрасов «В окопах
Сталинграда»; Е.И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов
«Брестская крепость» и другие.
А.А. Фадеев «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов «В августе сорок четвѐртого».
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению
не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д.
Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и других.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по
выбору). Например, В.С. Розов «Вечно живые» и другие.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всѐм мне хочется дойти…», «Снег
идѐт», «Любить иных – тяжѐлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет»,
«Зимняя ночь» и другие.
А.И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг
ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под
камнем»).
В.М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида»,
«Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и другие.
В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
Например, «Живи и помни», «Прощание с Матѐрой» и другие.
Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Звезда полей»,
«Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонѐк», «Я
буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и другие.
И.А. Бродский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «На смерть
Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На
столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в
клетку…» и другие.
Проза второй половины XX – начала XXI века
Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем трѐх прозаиков
по выбору). Например, Ф.А. Абрамов («Братья и сѐстры» (фрагменты из романа), повесть
«Пелагея» и другие); Ч.Т. Айтматов (повести «Пегий пѐс, бегущий краем моря», «Белый
пароход» и другие); В.И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный
угор» и другие); Г.Н. Владимов («Верный Руслан»); Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро
из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и другие); Ю.П. Казаков
(рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и другие); В.О. Пелевин
(роман «Жизнь насекомых» и другие); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и другие);
А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и другие); Ю.В. Трифонов (повести
«Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и другие); В.Т. Шаламов («Колымские
рассказы», например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и другие) и другие.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века
Стихотворения по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору).
Например, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А.
Заболоцкого, Т.Ю. Кибирова, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова, Б.Ш.
Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.

Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века
Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов
«Иркутская история»; А.В. Вампилов «Старший сын»; К.В. Драгунская «Рыжая пьеса» и
другие.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору).
Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер
каслания» и другие; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д.
Кугультинова, К. Кулиева и других.
Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). Например,
произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф. Кафки
«Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен», «Три
товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; О.
Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и других.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по
выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т.С. Элиота и другие.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и еѐ дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О.
Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и других.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне среднего
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения литературы на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображѐнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении
в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России
в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а
также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражѐнным в
художественных произведениях;
идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов
России, в том числе с опорой на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при
чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства
с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в
процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том
числе ориентируясь на поступки литературных героев;

готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учѐтом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе литературного образования,
у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям
и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать еѐ всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, том числе
при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные
произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учѐтом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и другие) с учѐтом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, еѐ
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы
и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на
примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой
работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развѐрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою
точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с
учѐтом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображѐнным в художественной
литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретѐнный опыт с учѐтом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приѐмы рефлексии;
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из
художественных произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том
числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и
проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своѐ право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные
темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания
по литературе.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на
уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной
деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне среднего
общего образования должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой
части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному
наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой
культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной
классической и современной литературы, в том числе литературы народов России: пьеса А.Н.
Островского «Гроза»; роман И.А. Гончарова «Обломов»; роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.А. Некрасова; роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы);
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман Л.Н. Толстого «Война и мир»;
одно произведение Н.С. Лескова; рассказы и пьеса «Вишнѐвый сад» А.П. Чехова; рассказы и
пьеса «На дне» М. Горького; рассказы И.А. Бунина и А.И. Куприна; стихотворения и поэма
«Двенадцать» А.А. Блока; стихотворения и поэма «Облако в штанах» В.В. Маяковского;
стихотворения С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма
«Реквием» А.А. Ахматовой; роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (избранные
главы); роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» (избранные главы); роман М.А. Булгакова «Мастер
и Маргарита» (или «Белая гвардия»); роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия»; роман В.О.
Богомолова «В августе сорок четвертого», одно произведение А.П. Платонова; стихотворения
А.Т. Твардовского, Б.Л. Пастернака, повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана
Денисовича»; произведения литературы второй половины XX – XXI века: не менее двух
прозаиков по выбору (в том числе Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева, А.Г. Битова, Ю.В.
Бондарева, Б.Л. Васильева, К.Д. Воробьѐва, Ф.А. Искандера, В.Л. Кондратьева, В.Г. Распутина,
В.М. Шукшина и других); не менее двух поэтов по выбору (в том числе И.А. Бродского, А.А.
Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, А.С. Кушнера, Б.Ш.
Окуджавы, Р.И. Рождественского, Н.М. Рубцова и другие); пьеса одного из драматургов по
выбору (в том числе А.Н. Арбузова, А.В. Вампилова, В.С. Розова и других); не менее двух
произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести Ч. Диккенса, Г. Флобера,
Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери; стихотворения А.
Рембо, Ш. Бодлера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и другие); не менее одного произведения из
литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М.
Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и
других);

5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений,
выявлять их связь с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в
каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в
единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и
наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным на уровне основного общего образования): конкретно-историческое,
общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский
замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм,
народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм,
реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры;
трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула;
виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ;
системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр;
«вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных
литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и другие);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и
умение применять их в речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в
устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций,
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных
жанров (объѐм сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского
литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
К концу обучения в 10 классе предметные результаты освоения программы по
литературе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной
жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в
конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) понимание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;

3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение
внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской и зарубежной
классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина XIX века);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять
связь литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с
современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы XIX века
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на
литературные темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и
обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к
нему, передавать читательские впечатления;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в
единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и
наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным
на уровне основного общего образования): конкретно-историческое,
общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский
замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм,
народность; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм,
реализм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и
проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль,
стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая,
силлабо-тоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и
взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и другие);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной
литературы и умение применять их в речевой практике; владение умением анализировать
единицы различных языковых уровней и выявлять их роль в произведении;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в
устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций,
отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не
менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные
письменные высказывания с учѐтом норм русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.

К концу обучения в 11 классе предметные результаты освоения программы по
литературе должны обеспечивать:
1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание
исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу конца XIX
– начала XXI века с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в
духовном и культурном развитии общества; воспитание ценностного отношения к литературе
как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений русской, зарубежной литературы и литератур народов
России и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и
места русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской,
зарубежной литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века) и
современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять
связь литературных произведений конца XIX–XXI века со временем написания, с
современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на литературные темы; свободное
владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов
отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм
смыслов и наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и
понятий (в дополнение к изученным на уровне основного общего образования): конкретноисторическое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и
новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф
и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и
проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль,
стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая,
силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе;
взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод;
литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств
(графика, живопись, театр, кино, музыка и другие);

11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной
литературы и умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в
устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций,
отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не
менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные
письменные высказывания с учѐтом норм русского литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в
том числе в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
4.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС

Содержание

Колич.
часов

Разв.

Соч.

Соч.

Контр.

речи

классное

Дом.

работа

2

1

Введение. Обзор русской
литературы
второй
половины XIX века

2

А.Н. Островский

9

И.А. Гончаров

6

И.С. Тургенев

11

Ф.И. Тютчев

3

Н.А. Некрасов

9

А.А. Фет

5

М.Е. Салтыков-Щедрин

3

Ф.М. Достоевский

12

1

1

Л.Н.Толстой

16

2

1

Н.А.Лесков

5

1

А.П.Чехов

10

1

Литература
России

народов

1

2

Внекл
ассное
чтение

1

1

1
1

1

1
1
1

Зарубежная литература

10

Всего часов

102

1
10

3

2

3

3

Разв.

Соч.

Соч.

Контр.

речи

классное

Дом.

работа

Внекл
ассное
чтение

11 КЛАСС

Содержание

Колич.
часов

Введение.

2

Литература конца 19 –
начала 20 века

18

3

1

1

1

1

Литература 20 века

60

5

2

1

1

2

Проза второй половины 20
– начала 21 века

4

Поэзия второй половины
20 – начала 21 века

3

1

Драматургия второй
половины 20 – начала 21
века

3

1

Литература народов
России

2

Зарубежная литература

10

1

Всего часов

102

11

1

1
3

2

3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».