Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Города Керчи Республики Крым «Школа №25» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО На заседании МО русского языка, литературы и предметов социальногуманитарного цикла Зам.директора Приказом МБОУ г.Керчи РК «Школа №25" ___________И.Н.Попова от «25» августа 2023 г. №252 от «25» августа 2023 г. от «25» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Обществознание» 6-9 классы Составила : Петрова Ирина Сергеевна,учитель истории и обществознания Г.Керчь 2023 г 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочие программы 5-7 классов составлены для основной образовательной программы основного общего образования в соответствии: - с пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; -СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», - ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №287 - ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370. - Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.07.2023 года №3632/01-14. Рабочие программы 8-9 классов приведены в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования,утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №370 с учетом: - ФГОС 000, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; - Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.07.2023 года № 3632/01-14 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодѐжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы. Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Целями обществоведческого образования в основной школе являются: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплѐнным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе еѐ социализации – в подростковом возрасте, становление еѐ духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоѐмкой трудовой деятельности; формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства); создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Общество, в котором мы живѐм. Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении. Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации. Гражданин и государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в системе социальных отношений. Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в современном изменяющемся мире. Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, еѐ противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы еѐ улучшения. Молодѐжь – активный участник общественной жизни. Волонтѐрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания обществознания в основной школе. Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учѐтом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и еѐ видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми; характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества; приводить примеры деятельности людей, еѐ различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах; классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей; сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение); устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения; использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своѐ отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков; решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своѐ отношение к учѐбе как важному виду деятельности; приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса; приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур. Общество, в котором мы живѐм осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах; характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества; приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем; классифицировать социальные общности и группы; сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования; устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики; использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа; решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы); овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества; извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России; анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы; оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества; использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живѐм; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях; характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство; приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве; классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций; сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум; устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве; определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения; овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике; искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме; оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учѐта в ней интересов развития общества, еѐ соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты. Гражданин и государство осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации; характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации; приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации; сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации; устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции; с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своѐ отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»; решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях; систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить еѐ с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Человек в системе социальных отношений осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни; характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства; приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства; классифицировать социальные общности и группы; сравнивать виды социальной мобильности; устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов; использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к разным этносам; решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов; осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности); извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст; анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию; оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения; использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни; осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур. Человек в современном изменяющемся мире осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах; характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс; приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодѐжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста; сравнивать требования к современным профессиям; устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации; использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтѐрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве; осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии; осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и еѐ последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 1. Человек и его социальное окружение 20 2. Общество, в котором мы живѐм 10 3. Защита проектов, итоговое повторение 4 1 0 Итого: 34 2 0 0 9 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1. Человек в политическом измерении 12 2. Гражданин и государство 16 1 0 3. Человек в системе социальных отношений 13 1 0 4. Человек в современном изменяющемся мире 5 0 5. Защита проектов, итоговое повторение 5 0 Итого: 51 0 2 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № Корр п/п екци я№ Тема урока Всего 1 Социальное становление человека 1 2 Биологическое и социальное в человеке 1 3 Потребности и способности человека 1 4 Индивид, индивидуальность, личность 1 5 Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста 1 6 Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция 1 7 Цели, мотивы и виды деятельности 1 8 Познание как вид деятельности 1 9 Право человека на образование 1 10 Школьное образование. Права и обязанности учащегося 1 11 Общение и его роль в жизни человека 1 12 Особенности общения подростков. Общение в современных условиях 1 13 Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе 1 14 Межличностные отношения (деловые, личные) 1 15 Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества 1 16 Семейные традиции. Семейный досуг 1 17 Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками 1 18 Конфликты в межличностных отношениях 1 19 Повторительно- 1 обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 20 Повторительнообобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 1 21 Что такое общество. Связь общества и природы 1 22 Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие 1 23 Социальные общности и группы. Положение человека в обществе 1 24 Что такое экономика? 1 25 Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство 1 26 Наша страна в начале XXI века 1 27 Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа 1 28 Развитие общества 1 29 Развитие общества 1 30 Глобальные проблемы современности и возможности их решения 1 31 Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа" 1 32 Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности" 1 33 Повторительнообобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем" 1 34 Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в обществе" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 7 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Социальные ценности 1 2 Гражданственность и патриотизм 1 3 Социальные нормы 1 4 Социальные нормы 1 5 Нормы и принципы морали 1 6 Нормы и принципы морали 1 7 Нравственные чувства человека. Совесть и стыд 1 8 Моральный выбор и моральная оценка 1 9 Влияние моральных норм на общество и человека 1 10 Право и его роль в жизни общества. Право и мораль 1 11 Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebad0a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebae7c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebafee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb160 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb3f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb57a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb70a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb886 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebbd40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebbee4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc060 12 Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" 1 13 Правоотношения и их особенности. Правовые нормы 1 14 Правомерное поведение 1 15 Правовая культура личности 1 16 Правонарушение и юридическая ответственность 1 17 Правонарушение и юридическая ответственность 1 18 Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации 1 19 Права ребѐнка и возможности их защиты 1 20 Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права 1 21 Основы гражданского права 1 22 Основы гражданского права 1 23 Основы семейного права 1 24 Основы семейного права 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc1e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc358 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc5b0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc970 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcae2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcc54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcf24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd08c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd1f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd5be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd74e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd8c0 25 Основы трудового права 1 26 Основы трудового права 1 27 Виды юридической ответственности 1 28 Особенности юридической ответственности несовершеннолетних 1 29 Правоохранительные органы в Российской Федерации 1 30 Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права" 1 31 Повторительно-обобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений. Основы российского права" 1 32 Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации" 1 33 Защита проектов по теме "Права и обязанности несовершеннолетних" 1 34 Итоговое повторение по темам «Человек как участник правовых отношений» и "Основы российского права" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebda32 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdd16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdfd2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe144 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe2ac Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5ebe414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe590 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebf7b0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfbac 2 0 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Экономическая жизнь общества 1 2 Экономическая система и еѐ функции. Собственность 1 3 Производство — источник экономических благ 1 4 Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда 1 5 Деньги, обмен, торговля 1 6 Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков 1 7 Спрос и предложение. Рыночное равновесие 1 8 Предприятие в экономике 1 9 Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица 1 10 Финансовый рынок и финансовые посредники 1 11 Банковские услуги 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfda0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebff6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0124 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec06f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec091c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0e62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1132 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec12ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec14b6 12 Страховые услуги 1 13 Защита прав потребителя финансовых услуг 1 14 Экономические функции домохозяйств 1 15 Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования 1 16 Источники доходов и расходов семьи 1 17 Экономические цели и функции государства 1 18 Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции 1 19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 20 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 21 Культура, еѐ многообразие и формы. 1 22 Наука. Роль науки в развитии общества 1 23 Образование в современном 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec175e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1920 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1e70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2046 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec21ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec23a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec255a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec27f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec29ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2b86 Библиотека ЦОК обществе https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a 24 Образование в Российской Федерации. Самообразование 1 25 Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации 1 26 Роль религии в жизни человека и общества 1 27 Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации 1 28 Что такое искусство. Виды искусств 1 29 Роль искусства в жизни человека и общества 1 30 Роль информации и информационных технологий в современном мире 1 31 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры" 1 32 Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность" 1 33 Защита проектов по теме "Человек в экономике" 1 34 Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec305e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec31da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3356 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec34c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec363a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec38c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3d60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3f72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec40e4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 0 9 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Политика и политическая власть 1 2 Государство — политическая организация общества 1 3 Политические режимы 1 4 Формы политического участия. Выборы, референдум 1 5 Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические организации 1 6 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в политическом измерении" 1 7 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 8 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 9 Высшие органы публичной власти в Российской Федерации 1 10 Высшие органы публичной власти в Российской Федерации 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4652 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec47ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4aee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4e68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec53c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec575a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec591c 11 Государственно- территориальное устройство Российской Федерации 1 12 Местное самоуправление 1 13 Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации 1 14 Повторительно-обощающий урок по теме «Гражданин и государство» 1 15 Социальная структура общества 1 16 Социальная мобильность 1 17 Социальный статус человека в обществе 1 18 Социальные роли. Ролевой набор подростка 1 19 Социализация личности 1 20 Семья и ее функции 1 21 Этнос и нация. Россиямногонациональное государство 1 22 Этнос и нация. Россиямногонациональное государство 1 23 Социальная политика Российского 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6150 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec64de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec66a0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6c40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6fce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec7190 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec746a Библиотека ЦОК государства https://m.edsoo.ru/f5ec55a2 24 Отклоняющееся поведение 1 25 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 26 Информационное общество. Сущность глобализации 1 27 Сущность глобализации 1 28 Молодѐжь — активный участник общественной жизни 1 29 Профессиии настоящего и будущего. Здоровый образ жизни. Мода и спорт 1 30 Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир 1 31 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в политическом измерении" 1 32 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство" 1 33 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 34 Защита проектов, итоговое 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec765e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec96de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec98b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9a58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9be8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9e54 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca1ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca3d6 Библиотека ЦОК повторение по теме "Человек в современном изменющемся мире" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/f5eca552 34 2 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ