МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА №25» РАССМОТРЕНО на заседании МО трудового обучения, физической культуры и предметов эстетического цикла Протокол № ____ от «25» ________ 2023 г. Рук. МО ____________________. СОГЛАСОВАНО Зам. директора _________ И.Н.Попова «25» _________ 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа №25» _________ Л.В. Довгая Приказ № 252 от «25» __ 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ физическая культура для 10-11 классов основного общего образования на 2023-2028 учебный год Составила Мазанюк Татьяна Петровна, учитель физической культуры, учитель высшей квалификационной категории г. Керчь 2023г. Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа для 10 класса составлена для основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии: с пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 ФОП СОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371; Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере образования Министерства просвещения Российской Федерации» от 14 июля 2023 года № 03-1187; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.07.2023 года № 3632/01-14. Рабочие программы для 11 класса составлены в соответствие с федеральным учебным планом Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2022 № 371 с учетом: Приказа Министерства просвещения России от 12.08.2022 № 732; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.07.2023 года № 3632/01-14). Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через конкретное содержание. 1.1 Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура». При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного творческого долголетия. При формировании основ рабочей программы использовались прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие отечественной системы образования: концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный процесс на формирование гуманистических и патриотических качеств личности учащихся, ответственности за судьбу Родины; концепция формирования универсальных учебных действий, определяющая основы становления российской гражданской идентичности школьников, активное их включение в культурную и общественную жизнь страны; концепция структуры и содержания учебного предмета «Физическая культура», обосновывающая направленность учебных программ на формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении к своему здоровью и ведению здорового образа жизни. В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с рабочей программой основного общего образования и предусматривает завершение полного курса обучения школьников в области физической культуры. 2.1 Цели изучения учебного предмета «Физическая культура». Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В рабочей программе для 10-11 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в рабочей программе по трѐм основным направлениям: 1. Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надѐжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 2. Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивнодостиженческой и прикладно-ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за счѐт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта 3. Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации школьников на основе формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры, еѐ месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые структурными компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастики, лѐгкой атлетики, спортивных игр. Данные модули в своѐм предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. 3.1 Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане. Общий объѐм часов, отведѐнных на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней общеобразовательной школе, составляет 136 часов (2 часа в неделю в каждом классе). Раздел 2. Содержание учебного предмета «Физическая культура». 10 класс. Знания о физической культуре. (3ч.)Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения культуры как социального явления, характеристика основных направлений еѐ развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ развития человека, еѐ связь с условиями жизни и деятельности. Физическая культура как явление культуры, связанное с преобразованием физической природы человека. Характеристика системной организации физической культуры в современном обществе, основные направления еѐ развития и формы организации (оздоровительная, прикладноориентированная). Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) как основа прикладно-ориентированной физической культуры; Характеристика структурной организации комплекса ГТО в современном обществе, нормативные требования пятой ступени для учащихся 16-17 лет. Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической культурой. Общие представления об истории и развитии популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и предметное содержание. Способы самостоятельной двигательной деятельности.( в течение учебного процесса) Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и досуга. Общее представление о видах и формах деятельности в структурной организации образа жизни современного человека (профессиональная, бытовая и досуговая.) Основные типы и виды активного отдыха, их целевое предназначение и содержательное наполнение. Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Физическое совершенствование. (в течение учебного процесса) Физкультурнооздоровительная деятельность. Упражнения оздоровительной гимнастики как средство профилактики нарушения осанки и органов зрения; предупреждения перенапряжения мышц опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой. Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры». (25ч.) Футбол. (10ч.)Техники игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся игровых ситуациях. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Баскетбол.(13.ч.) Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии; способы овладения мячом при «спорном мяче»; выполнение штрафных бросков. Волейбол.(12.ч.) Повторение правил игры в волейбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приѐмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Прикладно-ориентированная двигательная деятельность. Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта; выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры; национальных видов спорта, культурно-этнических игр. 11 класс. Знания о физической культуре. (3ч.)Здоровый образ жизни современного человека. Основные компоненты здорового образа жизни и их влияние на здоровье современного человека. Рациональная организация труда как фактор сохранения и укрепления здоровья. Оптимизация работоспособности в режиме трудовой деятельности. Влияние занятий физической культурой на профилактику и искоренение вредных привычек. Личная гигиена, закаливание организма и банные процедуры как компоненты здорового образа жизни. Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни человека. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении и сохранении здоровья в разных возрастных периодах. Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий физической культурой. Способы и приѐмы оказания первой помощи при ушибах разных частей тела и сотрясении мозга; переломах, вывихах и ранениях; обморожении; солнечном и тепловом ударах Способы самостоятельной двигательной деятельности (в процессе обучения). Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа жизни. Массаж как средство оздоровительной физической культуры, правила организации и проведения процедур массажа. Основные приѐмы самомассажа, их воздействие на организм человека. Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Структурная организация самостоятельной подготовки к выполнению требований комплекса ГТО; способы определения направленности еѐ тренировочных занятий в годичном цикле. Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования еѐ направленности по тренировочным циклам; правила контроля и индивидуализации содержания физической нагрузки. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний; целлюлита; снижения массы тела. Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры».(35ч.) Футбол. (10ч.) Повторение правил игры в футбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приѐмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Баскетбол.(13ч.) Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приѐмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Волейбол.(12 ч.) Повторение правил игры в волейбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приѐмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Прикладно-ориентированная двигательная деятельность. Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта; выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки. Специальная физическая подготовка. Модуль «Гимнастика». Развитие гибкости. Наклоны туловища вперѐд, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост). Развитие координации движений. Прохождение усложнѐнной полосы препятствий, включающей быстрые кувырки (вперѐд, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления. Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики); подтягивание в висе стоя (лѐжа) на низкой перекладине (девочки); отжимания в упоре лѐжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног; Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетании с напряжением мышц и фиксацией положений тела. Модуль «Лёгкая атлетика». Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по пересечѐнной местности (кроссовый бег). Гладкий бег с равномерной скоростью в разных зонах интенсивности. Повторный бег с препятствиями в максимальном темпе. Равномерный повторный бег с финальным ускорением (на разные дистанции). Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме «до отказа». Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последующим спрыгиванием. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочерѐдно. Бег с препятствиями. Упражнения с локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки. Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью «с ходу». Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе учебного материала модулей «Гимнастика» и «Спортивные игры»). Модуль «Спортивные игры». Баскетбол. Развитие скоростных способностей. Ходьба и бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направления движения. Бег с максимальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперѐд). Бег с максимальной скоростью с предварительным выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и максимальной скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при встречном беге в колоннах. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Броски набивного мяча из различных исходных положений, с различной траекторией полѐта одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в полуприседе. Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью, с уменьшающимся интервалом отдыха. Игра в баскетбол с увеличивающимся объѐмом времени игры. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени. Бег с «тенью» (повторение движений партнѐра). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением передвижения. Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока»; атакующий удар (с места и в движении). Тактические действия в защите и нападении. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Прыжки в глубину по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочерѐдно. Бег с препятствиями. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений. Футбол. Развитие скоростных способностей. Старты из различных положений с последующим ускорением. Бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу), с ускорениями, «рывками», изменением направления передвижения. Бег в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперѐд с изменением темпа и направления движения (по прямой, по кругу, «змейкой»). Бег с максимальной скоростью с поворотами на 180° и 360°. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Удары по мячу в стенку в максимальном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями, «дриблинг» мяча с изменением направления движения. Кувырки вперѐд, назад, боком с последующим рывком. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Раздел 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты. В части гражданского воспитания должны отражать: — сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; — осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; — принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; — готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; —— умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; — готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности. В части патриотического воспитания должны отражать: — сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру; прошлое и настоящее многонационального народа России; — ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; — идейную убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. В части духовно-нравственного воспитания должны отражать: — осознание духовных ценностей российского народа; — сформированность нравственного сознания, этического поведения; — способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; — ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. В части эстетического воспитания должны отражать: — эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; — способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов; ощущать эмоциональное воздействие искусства; —— готовность к самовыражению в разных видах искусства; стремление проявлять качества творческой личности. В части физического воспитания должны отражать: — сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; — потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; В части трудового воспитания должны отражать: — готовность к труду, осознание приобретѐнных умений и навыков, трудолюбие; — готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; — интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; В части экологического воспитания должны отражать: — сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; осознание глобального характера экологических проблем; — планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; В части ценностей научного познания должны отражать: — сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; — совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира; Метапредметные результаты. Овладение универсальными познавательными действиями: — самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать еѐ всесторонне; — устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; — определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; — разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; —— координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; — развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; — владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ;— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; — давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт; — осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; — уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; — уметь интегрировать знания из разных предметных областей; Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: — осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; — владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; — развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; 2) совместная деятельность: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; — выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; — оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; — предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; — осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: — самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; — самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; — давать оценку новым ситуациям; — делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; — оценивать приобретѐнный опыт; — давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; — владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; — уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; — признавать своѐ право и право других на ошибки; — развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Предметные результаты. 10 класс По разделу «Знания о физической культуре» отражают умения и способности: — характеризовать физическую культуру как явление культуры, еѐ направления и формы организации, роль и значение в жизни современного человека и общества; — ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», руководствоваться ими при организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности; — положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с учѐтом индивидуальных интересов и функциональных возможностей. По разделу «Организация самостоятельных занятий» отражают умения и способности: — проектировать досуговую деятельность с включением в еѐ содержание разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и оздоровительных занятий, физкультурномассовых мероприятий и спортивных соревнований; — планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса ГТО. По разделу «Физическое совершенствование» отражают умения и способности: — выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий; — выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учѐтом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании; — выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки; — демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса ГТО. 11 класс По разделу «Знания о физической культуре» отражают умения и способности: — характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу укрепления здоровья, учитывать еѐ этапы при планировании самостоятельных занятий кондиционной тренировкой; — положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда, профилактике профессиональных заболеваний и оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старения и сохранении творческого долголетия; — выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, руководствоваться правилами их предупреждения и оказания первой помощи. По разделу «Организация самостоятельных занятий» отражают умения и способности: — планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и трудовой деятельности с целью профилактики умственного и физического утомления, оптимизации работоспособности и функциональной активности основных психических процессов; — организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с целью восстановления организма после умственных и физических нагрузок; По разделу «Физическое совершенствование» отражают умения и способности: — выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе самостоятельных оздоровительных занятий; — выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных занятий с учѐтом индивидуальных интересов и потребностей в физическом развитии и физическом совершенствовании; — демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта, выполнять их в условиях учебной и соревновательной деятельности (футбол, волейбол, баскетбол); — выполнять комплексы физических упражнений на раз-витие основных физических качеств, демонстрировать ежегодные приросты в тестовых заданиях Комплекса ГТО. Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств. (10 класс) № Обучающиеся Юноши Девушки п/п Оценка «5» «4» «3» «5» «4» «3» 1 Бег 30м, сек. 4,5 5,0 5,2 5,2 5,4 5,8 2 Бег 60м, сек. 8,6 9,0 9,6 9,5 10,0 10,2 3 Бег 100м, сек. 14,2 14,6 15,3 16,5 17,2 18,2 4 Бег 500м, мин. 1,35 1,45 2,00 2,10 2,25 2,45 5 Бег 1000м, мин. 3,35 4,00 4,30 4,10 4,30 5,30 6 Бег 3000м, мин. – юноши 14,00 15,30 16,30 2000м, мин. – девушки 10,20 11,15 12,1 7 Челночный бег 4x9м, сек 9,3 9,7 10,2 9,7 10,1 10,8 8 Челночный бег 3х10м, сек 8,0 8,7 9,0 8,6 9,4 9,9 9 Прыжок в длину с места (см) 220 200 180 180 170 155 10 Прыжок в длину с разбега (см) 400 360 320 370 320 290 11 Прыжок в высоту, способом 135 125 110 120 110 135 «перешагивания» (см) 12 Подтягивание: (кол-во раз) на высокой перекладине 11 10 7 низкой перекладине 90 см 19 17 15 13 Прыжки через скакалку (кол-во раз/30сек.) 65 60 50 75 70 60 14 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 32 27 22 20 15 10 15 Подъем туловища за 1 мин. из положения 52 47 42 45 40 35 лежа 16 Наклоны вперед из положения, сидя, см 14 12 7 22 18 13 17 Метание теннисного мяча на дальность, м 45 40 35 28 25 22 18 Метание гранаты юноши – 700г 32 28 24 девушки – 500г 18 15 12 Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (11 класс) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Категория учащихся Оценка Бег 30м, сек. Бег 60м, сек. – по выбору Бег 100м, сек. Бег 500м, мин. Бег 1000м, мин. Бег 3000м, мин. - юноши 2000м, мин. – девушки, Челночный бег 4x9м, сек Челночный бег 3х10м, сек Прыжок в длину с места (см) Прыжок в длину с разбега (см) Прыжок в высоту, способом «перешагивания» (см) Подтягивание: (кол-во раз) «5» 4,4 8,4 14,0 1,35 3,35 13,50 9,2 8,0 230 420 140 Юноши «4» 4,8 8,8 14,5 1,45 3,50 15,00 9,6 8,5 210 380 130 «3» 5,1 9,5 15,0 2,00 4,20 16,00 10,1 8,9 190 330 115 «5» 5,0 9,4 16,2 2,10 4,10 Девушки «4» 5,3 9,8 17,0 2,20 4,30 «3» 5,7 10,0 18,0 2,45 5,20 10,00 9,8 8,4 180 380 125 11,10 10,2 9,2 170 330 115 12,2 11,0 9,5 160 420 140 13 14 15 16 17 18 на высокой перекладине - юноши на низкой перекладине – девушки. Прыжки через скакалку (кол-во раз/30сек.) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа Наклоны вперед из положения, сидя, см Метание теннисного мяча на дальность, м Метание гранаты юноши – 700г девушки – 500 14 11 70 32 55 65 27 49 55 22 45 20 80 20 47 15 50 36 13 44 30 8 38 28 24 28 20 Раздел4. Тематическое планирование. №п.п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание разделов и тем Общетеоретические и исторические сведения о физической культуре Легкая атлетика Футбол Гимнастика Баскетбол Волейбол Всего часов 8 10 кл 3 19 10 12 13 12 68 11кл 3 19 10 12 13 12 68 18 75 15 42 17 65 10 36 20 25 16 13 22 14