Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 25» Приложение № к ООП ООО, утвержденной приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» от 25.08.2023 г. № 252 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» ____________________ Л.В. Довгая 25 августа 2023 г. ПРИНЯТО решением педагогического совета МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» Протокол от 25.08.2023 г. № 18 ПРИНЯТО Решением Совета МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» Протокол от 25.08.2023 г. № 01 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» Срок реализации: 2023-2027 гг. г. Керчь, 2023г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Цель и задачи воспитания 4 4 1.2. 1.3. Направления воспитания Целевые ориентиры результатов воспитания 5 6 Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад образовательной организации 8 8 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 10 19 3.1. Кадровое обеспечение 3.2. Нормативно-методическое обеспечение 19 19 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 20 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 22 3.5. Анализ воспитательного процесса 3.6. Календарный план воспитательной работы (приложение) 23 26 2 Пояснительная записка Программа разработана с учѐтом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по еѐ реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральной образовательной программы начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372). Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разработана и утверждена с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьѐй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Приложение — календарный план воспитательной работы. 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1.Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25»: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных 4 знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2. Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: - гражданского воспитания — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; - патриотического воспитания — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; - духовно-нравственного воспитания — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; - эстетического воспитания — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; - физического воспитания, формирования культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; - трудового воспитания — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; - экологического воспитания — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; 5 - ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО установлены ФГОС ООО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, еѐ территории, расположении; сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства; понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности; сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 6 Эстетическое воспитание способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста. Трудовое воспитание сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; стремящийся к самостоятельности и независимости в быту; проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту и состоянию здоровья труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. 7 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад общеобразовательной организации Общеобразовательное учреждение было создано в 1971 году и носило название «Средняя школа № 25 г. Керчи». Переименовано в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 25» (Решением 11 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 18.12.2014 г. № 154-1/14). Педагогический коллектив МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» ориентируется на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов. Одним из критериев качества профессиональной деятельности педагогов является уровень их квалификации. Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности педагога, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач. Предназначение МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» - динамично развивающая воспитательная система с отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения, в образовательном пространстве которой комфортно чувствуют себя как одаренные обучающиеся, так и обучающиеся со специальными образовательными потребностями - дети с ОВЗ. Деятельность школы основывается на том, что школа существует для всех – доступность для каждого – личностно-ориентированный подход. Обучение ведѐтся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Традиционно в школе обучаются несколько поколений семей выпускников. Классные руководители хорошо знают личностные особенности, бытовые условия жизни, отношения в семьях обучающихся, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. Несколько педагогических работников учились в школе и теперь работают в ней. Процесс воспитания в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в школе; ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; системность, целесообразность и нешаблонность воспитания, как условия его эффективности. 8 Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых д ля воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, школьного спортивного клуба «Авангард» и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; В процессе воспитания МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25». сотрудничает со следующими организациями: Управлением МВД России по г. Керчи; Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; ГБУ РК Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи; Общественной организацией ветеранов города-Героя Керчи; ГБУ РК «Восточно-Крымский ИКМЗ»; Центральной детской библиотекой г. Керчи в/ч 6942 войск Национальной гвардии Российской Федерации города Керчи. Принимает участие во Всероссийских проектах, муниципальных и Региональных конкурсах МБУДО «ЦДЮТ», Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», проекта «Орлята России», акциях и мероприятиях, запланированных Управлением образования города Керчи Республики Крым. В школе функционируют: школьный спортивный клуб «Авангард», Музей Боевой Славы. Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 9 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»,«Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация», «Школьный музей». Модуль «Урочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учѐт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Модуль «Внеурочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся осуществляется в рамках, выбранных обучающимися курсов, занятий: 10 - курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности – «Разговоры о важном», «Орлята России», Открытый проект «Любимый город», «Крым легендарный и Керчь героическая». - курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовноисторическому краеведению – «Традиции и обряды народов Крыма». - курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности - Открытый проект «Перекрѐсток», «Познай мир», Кружок «Математическая логика» (с изучением разделов финансовой и налоговой грамотности), «Весѐлый английский». - курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров – театральная студия «Марионетки», «Волшебная палитра», Хореографическая студия «Ритмика». - курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности – Спортивная секция «Весѐлый мяч». Модуль «Классное руководство» Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; изучение особенностей личностного развития обучающихся путѐм наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогомпсихологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другие), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; 11 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий. Модуль «Основные школьные дела» Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в России, мире; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности; социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнѐров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности; праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями, проводимые для жителей населенного пункта и совместно с семьями обучающихся; 12 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. Модуль «Внешкольные мероприятия» воспитательного потенциала внешкольных Реализация мероприятий предусматривает: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнѐрами общеобразовательной организации; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий, проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. традиционные для участия МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» конкурсы: «Крымский вальс», «Мы – наследники Победы!», «Прикосновение к истокам», «Крым в моем сердце», «Сердце, отданное людям» и т.д. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по еѐ созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; организацию и проведение церемоний поднятия (спуска), вноса (выноса) государственного флага Российской Федерации; 13 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (музыка), исполнение гимна Российской Федерации; разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок в общеобразовательной организации; оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации; разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; создание и поддержание в библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек; разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 14 Модуль «Работа с родителями (законными представителями)» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приѐмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает: организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися; представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией; защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; 15 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы; участие представителей органов ученического самоуправления обучающихся в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации. Модуль «Профилактика и безопасность» Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает: организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в школе в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнѐрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодѐжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.). 16 Модуль «Социальное партнѐрство» Реализация воспитательного потенциала социального партнѐрства предусматривает: участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнѐров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнѐрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Модуль «Профориентация» Задача совместной деятельности педагога и детей по данному модулю – подготовить школьников к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы общеобразовательной организации предусматривает: проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; - организацию на базе летней площадки (детского лагеря) при общеобразовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; 17 - совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящѐнных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включѐнных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования. Модуль «Школьный музей» Одним из приоритетных направлений воспитательной работы определено музейное воспитание. Занятие музейным делом способствует созданию условий для развития духовно-нравственного потенциала личности. Через краеведческую, поисковоисследовательскую работу формируется социально-значимые знания своей Родины, ценностные отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, опыту проведения экскурсий, к культуре как духовному богатству; социально значимый опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции, самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности и др., чему способствует деятельность Музея Боевой Славы 318-й Новороссийской Ордена Суворова II степени горно-стрелковой дивизии В музее сложилась традиция проведения экскурсий для детей 1-4 классов, так как мы считаем, что знакомство с историей следует начинать с раннего детства. Когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира, а процесс социализации происходит наиболее интенсивно. Поэтому мы уделяем значительное внимание знакомству учащихся начальных классов с материалами музея. Для первоклассников экскурсии проводятся в первые сентябрьские дни. В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям учащихся. Это позволяет каждому ученику выбрать себе деятельность по душе. Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют персональные выставки рисунков, фотографий. Групповые и коллективные общности, как правило, разновозрастные, при этом учащиеся проживают различные социальные роли. Материалы музея широко используются при проведении уроков, внеурочных мероприятиях. При этом дети не просто прослушивают информацию учителя, а погружаются в среду, перемещаются в историческом пространстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия становятся наиболее запоминающимися и результативными. 18 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Кадровое обеспечение Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Профессионализм педагогических и управленческих кадров имеет решающую роль в достижении главного результата – качественного и результативного воспитания. В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, организацию научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов. Педагоги регулярно повышают педагогическое мастерство через: курсы повышения квалификации; регулярное проведение и участие в семинарах, вебинарах; изучение научно-методической литературы; знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом. Ведется работа школьного методического объединения классных руководителей. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Педагогический коллектив школы в своей работе руководствуется: Конституцией Российской Федерации; Конвенцией ООН о правах ребенка; Федеральным законом от24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральным закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»). Федеральным законом от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Методическими рекомендациями по разработке рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях. Размещены на сайте примерной программы воспитания http://form.instrao.ru; нормативными документами регионального и муниципального уровней, документами по организации воспитательного процесса в школе, должностными инструкциями для заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, педагога-психолога, педагога-организатора, Уполномоченного по правам ребѐнка, руководителей кружков, детских объединений, спортивных секции, положений 19 по проведению мероприятий в школе и других локальных актов (ссылка на сайт с локальными актами) 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Школа создаѐт специальные условия для работы с детьми с особыми образовательными потребностями обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ адаптированных образовательных программ; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования; учета особых образовательных потребностей - общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья; участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АОП, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся; поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность; эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АОП и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий; обновления содержания АОП, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации; эффективного управления организацией с использованием информационнокоммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. В школе созданы определенные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание школы, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья невозможно или затруднено. На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; 20 событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества. приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями, педагогами. детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса и школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. План воспитательной работы, который учитывает особенности данных детей, разрабатывается совместно с классным руководителем и другими педагогами, компетентными в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности - обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп, одарѐнных, с отклоняющимся поведением, – создаются особые условия, обеспечивающие возможность: создания и использования информации с учетом потребностей детей с ОВЗ; проведения мероприятий, в том числе с использованием вещественных и виртуальнонаглядных моделей и коллекций воспитательного сопровождения (музей, выставка, презентация и т.д.); определение местонахождения события, наглядного представления и анализа данных по каким-либо историческим фактам; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; создания материальных объектов, в том числе разработка макетов, инсталляций, поделок и различных предметов творчества детей; проектирования и конструирования; исполнения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; размещения своих материалов и работ в информационной среде класса и школы. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: 21 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения в области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другие); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); 22 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учѐтом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Система оценки достижения планируемых результатов отражается в «Портфолио» учащегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинг — размещение имен обучающихся или названий групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чѐм-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. Достижения учащихся в области творчества и спорта отражены на сайте школы, а также на информационных стендах школы. 3.5 Анализ воспитательного процесса в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; 23 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнѐрами); распределѐнная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; 24 деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнѐрства; деятельности по профориентации обучающихся. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчѐта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации. - 25 3.6. Календарный план воспитательной работы (приложение) 26