СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № 12 от 25.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа № 25» __________ Л.В. Довгая Приказ № 340 От 15 сентября 2022 года Положение об организации изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 1. Нормативно-правовые основы преподавания курса: «Основы религиозных культур и светской этики» Преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства: Международные документы: Всеобщая декларация прав человека, Международная конвенция о правах ребенка, Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Законодательство Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный закон «о свободе совести и религиозных объединениях», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются: Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. (№ 84р). Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р; - Учебный план МБОУ г. Керчи РК "Школа №25» 2. Общие положения Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры. 2. Основы исламской культуры. 3. Основы буддийской культуры. 4. Основы иудейской культуры. 5. Основы мировых религиозных культур. 6. Основы светской этики. Родители (законные представители) обучающегося выбирают для изучения один из модулей. Основы религиозных культур и светской этики преподают учителя, прошедшие соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации. 3. Учебно-методическое обеспечение ОРКСЭ В МБОУ г. Керчи РК "Школа №25» используются программы, учебники и методические материалы к учебникам по ОРКСЭ, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе. 4. Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. - - Задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются: 1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе рамках ценностного подхода. в 2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования. 3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя. 4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса ОРКСЭ - не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания является универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используются: качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов; вербальное поощрение, похвала; одобрение; интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности; использование технологии портфолио по желанию учащихся и их родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения. Прохождение материала по предмету фиксируется в электронном журнале. Оценивание результатов обучения школьников в течение года осуществляется без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале и личном деле – «зачтено»/ «не зачтено»). 5. Ожидаемые результаты: - понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является не проходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско - правовых основ жизни российского общества -понимание учащимися того, что их поведенческие модели – одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, что не желаешь себе - потребность в общении с представителями иной религиозно – культурной традиции, стремление интегрировать усилия общих социально значимых задач; -мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции -стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам. Согласовано на заседании Педагогического совета Протокол от 28 августа 2022 г. № 12 Утверждѐн приказом от 15.09.2022г. №340 Директор МБОУ «Школа №25» _____________Л.В. Довгая Регламент выбора в МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 25» родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Общие положения. Регламент определяет условия и порядок выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — выбор, курс ОРКСЭ). 1.2. Регламент основывается на законодательстве Российской Федерации, закрепляющем преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон); право выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (части 1, 2 статьи 87 Федерального закона). 1.3. Регламент следует использовать при организации выбора в МБОУ города Керчи РК «Школа № 25» родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся иных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) мировоззренческой воспитательной направленности, указанных в части 1 статьи 87 Федерального закона. 1. 1.1. 2. Порядок выбора. 2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о праве на выбор. Вопросы организации выбора в МБОУ города Керчи РК «Школа № 25» рассматриваются на заседании Совета школы с участием директора школы, классных руководителей классов, в которых должны быть проведены родительские собрания, представителей родительского сообщества. Приказом директора школы назначается представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора - заместитель директора МБОУ города Керчи РК «Школа № 25» (далее - ответственный). Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания классным руководителем или иным лицом по поручению ответственного до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе {приложение N 1). Информация может быть передана родителям (законным представителям) лично, через обучающихся или дистанционно. Классный руководитель обязан проверить доведение информации до родителей (законных представителей) обучающихся в своѐм классе и сообщить о результатах ответственному. При общении классного руководителя с родителями (законными представителями) рекомендуется выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительском собрании и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, а также проблемные ситуации, которые могут возникнуть на собрании. О таких вопросах, проблемных ситуациях следует известить ответственного и по возможности подготовиться к их решению, чтобы ко времени проведения родительского собрания проблемные ситуации были максимально исключены. При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании. Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребѐнка, а также на его личные интересы. 2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания. Следует заранее определить дату проведения родительских собраний в классах, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение N 1). Информация о дате родительского собрания в классе с указанием темы собрания должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации не позднее, чем за 7 дней до даты проведения родительского собрания. Дата проведения родительского собрания не должна изменяться менее чем за 3 дня до назначенной даты собрания, указанной в информации, опубликованной на официальном сайте образовательной организации. На родительском собрании класса должны быть приглашены и присутствовать: 1) родители (законные представители) обучающихся в классе; 2) ответственный за выбор представитель администрации; 3) классный руководитель; 4) педагоги, которые предусматриваются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ; 5) представитель родительского комитета в образовательной организации; 6) выразившие желание участвовать в собрании официальные представители централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций, представленных в федеральных или региональных координационных органах, советах по курсу ОРКСЭ. Допускается проведение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся нескольких (двух и более) классов. В таком случае протоколы родительского собрания должны быть оформлены по каждому классу на основе личных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся в каждом классе. Вести собрание должен ответственный или директор МБОУ города Керчи РК «Школа № 25». Проведение родительского собрания рекомендуется построить по следующему примерному плану. Вводное выступление ответственного или директора школы по теме собрания. Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем модулям курса ОРКСЭ. 3) Представление содержания образования по модулям курса ОРКСЭ. Представление родителям (законным представителям) содержания образования проводится ответственным или педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ. Родителям (законным представителям) должны быть последовательно представлены все модули курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся. Представление содержания образования по каждому из модулей курса ОРКСЭ должно включать краткий рассказ о содержании данного модуля, целях и ожидаемых результатах образования, используемом учебно-методическом обеспечении. В представлении учебнометодического обеспечения должны использоваться учебники, учебно-методические комплексы, включенные в действующие Федеральные перечни учебников. В представлении учебников по религиозным культурам следует указать на наличие или отсутствие их экспертизы в соответствующих централизованных религиозных организациях. Следует отметить единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, курса ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве. В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители соответствующих религиозных организаций. 4) Ответы на вопросы родителей (законных представителей) обучающихся. 5) Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений (приложение 2). Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы на завершающем этапе собрания. Родители (законные представители) обучающихся заполняют бланк заявления самостоятельно, от руки. Допускается оформление заявления одним из родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются: название образовательной организации и место еѐ нахождения (город, посѐлок и др.); фамилия и инициалы директора школы; класс, в котором обучается ребѐнок; фамилия и имя ребѐнка; название выбранного модуля курса ОРКСЭ; дата; личная подпись (подписи) родителя (законного представителя) обучающегося с расшифровкой. 1) 2) Сбор заполненных родителями (законными представителями) личных заявлений, проверка правильности их оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся каждого класса. 2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации о выборе в органы управления образованием. По каждому классу должен быть оформлен протокол родительского собрания класса (приложение 3). Данные по выбору в правом столбце указываются в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п. При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: О (ноль). Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса. В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до направления данных в органы управления образованием информации в электронном виде. Данные протоколов по каждому классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе. После сбора всех заявлений на родительских собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей ответственный оформляет лист сводной информации образовательной организации (приложение 4), который подписывается директором школы и председателем родительского комитета школы, скрепляется официальной печатью образовательной организации. В установленные сроки в органы управления образованием передаѐтся информация о выборе в образовательной организации в установленном виде (в электронном виде или лист сводной информации в печатном виде). В образовательной организации по итогам выбора сохраняются: 1) заявления родителей; 2) протоколы родительских собраний; 3) оригинал или копия листа сводной информации. Указанная документация сохраняется в образовательной организации не менее 5-ти лет. 3. Особые условия. 3.1. Допускается предварительный сбор заявлений от родителей (законных представителей), которые могут отсутствовать в период выбора в МБОУ города Керчи РК «Школа № 25» и соответственно на родительском собрании по уважительным причинам. В этом случае ответственный или, по его поручению, классный руководитель должен заранее выявить таких родителей (законных представителей), проинформировать их о выборе, передать им бланки заявлений, проверить их получение, обеспечить сбор правильно оформленных заявлений. Предварительно заполненные заявления родителей (законных представителей) обучающихся должны сохраняться у ответственного до проведения родительского собрания. Ответственный при необходимости должен оказать помощь классному руководителю в общении с родителями по вопросам выбора модуля ОРКСЭ (содержание образования и др.), ответах на их вопросы. 3.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в органы управления образованием. В этом случае родители (законные представители) обучающегося должны обратиться к директору образовательной организации лично или с 6) письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления принимается директором школы по согласованию с педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ. Изменение выбора должно быть оформлено новым заявлением от родителей (законных представителей) обучающегося, которое также должно сохраняться в образовательной организации, вместе с их первоначальным заявлением. Приложение № 1 Информация о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Уважаемые родители! В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определѐнной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы можете посоветоваться с ребѐнком и учесть его личное мнение. Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор. На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций. Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе — обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается. Приложение 2 Директору МБОУ города Керчи РК «Школа № 25» _____________________________________________ ул. Кирова 75-А, г. Керчь, Республика Крым, 298318,тел.5-44-91 ___________________________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) Заявление Мы, родители (законные представители) обучающегося 3 «___» класса МБОУ города Керчи РК «Школа № 25», находящейся по адресу: ул. Кирова 75-А, г. Керчь, Республика Крым, 298318,тел.5-44-91 _______________________________________________________________________________ (Ф.И. ребѐнка) из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» выбираем для своего ребѐнка изучение модуля (написать от руки): ________________________________________________________________________________________ Дата «__»____ 202_г. _________________/ (подпись) ____________________________________________________________________ (Ф.И.О.) Приложение 3 Протокол родительского собрания 3 «___» класса МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 25» Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3 «__» класса модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Название модуля Число учащихся (число цифрами и письменно) Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Дата « ___ » _________________ 202__ г. Классный руководитель _____________________________________________ (Ф.И.О.) _____________ (подпись) Председатель родительского комитета класса _____________________________________________ (Ф.И.О.) _____________ (подпись) Приложение 4 Лист сводной информации о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 25» Название модуля Число учащихся (число цифрами и письменно) Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики « __ » ______________ 202_г. Директор МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 25» ___________________________________________________________________________ _______________________________________(Ф.И.О.)__ _________(подпись) М.П. Председатель родительского комитета образовательной организации ___________________________________________ (Ф.И.О.) _________________(подпись)